Ритмическую разминку начинаем с вводной ходьбы с соблюдением четкости линии построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваем шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходим  к легкому бегу, чередуем ходьбу и бег, выполняем прыжки и галоп; отрабатываем элементы физкультурных и танцевальных движений.

 

Целью ритмической разминки является  внесение дисциплины и организованности. Упражнениями ритмической разминки воспитываются координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; вырабатывается  правильная осанка; формируются навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, выполняются задания на ориентировку в пространстве.

 

В упражнения для развития основных сторон внимания входят: упражнения на переключение внимания и объем внимания, развитие устойчивости и распределения внимания

 

Для развития переключения внимания используем  смену движений, которые сопровождаются  разными музыкальными отрывками. Например, предлагаем  детям на торжественную музыку идти маршем, на веселую бежать. Или, если слышим  звучание в низком регистре, то подражаем движениям «медведя»; на звуки среднего регистра изображаем ходьбу «цирковых лошадок»; а на высокие звуки прыгаем, как «зайчики».

 

Устойчивость внимания развиваем путем наблюдения детей за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении этих движений.

 

Игра «Тимербай»

 

5 детей у Тимербая
Дружно, весело играют      (дети, держась за руки, идут по кругу)
В речке быстро искупались,    (далее имитируют движения)
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали    (взявшись за руки бегут по кругу на носочках)
В лес дремучий побежали,
Друг на друга посмотрели     (поворачивают голову налево-направо)
Сделали вот так         .( ребенок-ведущий показывает любое движение, дети    повторяют,  ведущий выбирает того, кто выполнил так же)

 

В упражнения на объем внимания включаем воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми.

 

При выполнении упражнений на распределение внимания дети выполняют  сразу два или более действий, например: по сигналу передают  по кругу в одну сторону флажок, в другую – бубен. Или предлагается еще более сложное упражнение: под музыку на сильную долю такта ребенок делает  шаги вперед и одновременно подбрасывает  вверх мяч.

 

Для воспитания различных сторон внимания проводим  игры: «Ищи», «Сделай наоборот», «Пройди путь также» и др.

 

Игра «Запрещенное движение»

 

Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает "запрещенное" движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.

 

Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

 

Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу педагога начинают движение друг за другом, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
  • «Куст» – приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» – разбиваются на пары и берутся за руки (если игроку не хватило пары, он должен встать прямо, руки вперед).

 

Для регулирования мышечного тонуса предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц. Например, поочередно раскачиваются , потряхивают ноги и руки, вращают  кистями, выполняют наклоны под музыку и имитационные движения: «Самолеты летят», «Стирка» и др. используем специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, которые состояли из серии последовательных действий. Например:

–  руки в стороны, сжать в кулак, бросить;
– руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные).

 

Упражнение на расслабление.Звучит музыка «Разноцветные сны». Дети, лежа на спине, под тихую музыку выполняют поворот на правый бок, затем поворот на левый бок и поворот на спину. 

 

Тому  кто  лег  на  правый  бочок  (вдох – выдох)
Может  присниться  белый  бычок.
Тому  кто  лег  на  левый  бочок.(вдох – выдох)
Может  присниться черный  бычок.
А  тому,  кто  спит  на  спинке, 
Красные  яблоки  снятся  в  корзинке.(вдох – выдох)

 

Упражнения для развития чувства темпа и ритма. На занятиях с детьми разучиваем разные движения и построения под музыку, выполняем  упражнения с предметами, разучиваем этюды и пляски. Используем отхлопывание и отстукивание ритмов, пропеваем слова на заданный ритм. Например, игра «Эхо», музыкант поет, начиная с низкой позиции и заканчивая высокой, а дети эхом повторяют и прохлопывают ритм:           «Миш-ка, ми-шень-ка, кук-ла, ку-кол-ка, мя-чик, бу-ра-ти-но, ка-ран-даш, чи-по-ли-но».

 

Затем пропевается  то же самое в обратном порядке, начиная с высокой и заканчивая низкой позицией.

 

Передают  мяч  на  каждую  сильную  долю  такта под музыку Рахманинова С. «Итальянская полька».

 

Постоянно проводится работа над различением быстрого и медленного темпа, постепенного замедления и убыстрения, словами дети объясняли разные по темпу движения.

 

Упражнения для развития координаций движений дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Они проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сначала с детьми разучивается  речевой текст, а затем движение. Это  упражнения с предметами и без них, а также пляски и импровизации.

 

Например, упражнение «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения»:

 

Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.

 

Игра «Дрозд»

Дети стоят парами лицом друг к другу в произвольном порядке по залу. По сигналу воспитателя произносят слова с соответствующими движениями:

Я – дрозд.(показывают ладошкой каждый на себя)
И ты – дрозд.(показывают на своего партнера)
У меня нос.(на свой нос)
И у тебя нос.(на нос своего партнера)
У меня гладкие щеки.(ладошками гладят свои щеки)
И у тебя – гладкие щеки .(гладят щеки своего партнера)
У меня сладкие губы.(показывают на свои губы)
И у тебя сладкие губы.(показывают на губы партнера)
Мы любим друг друга.(обнимаются)

Затем дети меняются парами. Игра  повторяется.

Для слушания музыки подбираются  различные музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Например, детям дают  прослушать два произведения «Баба Яга», одно было написано композитором Лядовым А.К.   и исполнено музыкальным оркестром, другое – композитором Чайковским П.И. и исполнено на фортепьяно. Дети по характеру музыки определяют какое произведение звучит мягче, а какое – более грозное и почему. Дети представляют  себе Бабу Ягу, словами описывают ее внешний вид, характер и чем она может заниматься.

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи.

При помощи пения вырабатывали диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяла сделать его более выразительным, воспитывала основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывала профилактическое действие.

В процессе занятий применяются упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения проводились в виде игры и с проговариванием текста, игры в кукольный театр, игры на музыкальных инструментах. Например, игра «Паучок»:

«Паучок ходил по ветке,      (правая рука вытянута вперед, пальцы левой руки
А за ним ходили детки. мелкими перебежками бегут от плеча правой руки к пальцам)
Дождик с неба вдруг полил, (стряхиваем пальчиками «воду»)
Паучков на землю смыл.(на слово «смыл» – хлопок ладошками по коленям)
Солнце стало пригревать.(поднимаем руки вверх, растопырив пальцы)
Паучок пошел опять.(левая рука вытянута вперед, движения как вначале)
А за ним бежали детки,         (от плеча пальцы обеих рук мелкими пробежками
Чтобы погулять по ветке. двигаются по шее, далее по лицу и останавливаются на голове – засыпают)

 

Упражнения для развития речевых и мимических движений  тесно связаны друг с другом. Эти упражнения  направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек), на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они выполняются  как под музыку, так и без нее, под счет.

Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эта работа ведется  как на занятиях, в виде отдельных упражнений, так и во время музыкальной самодеятельности, во время разыгрывания различных сценок, во время сюжетных игр, при подражании какому-либо животному. Например, попевка про «Мишку» (закрепляется произношение и артикуляция  звука «Ч»):

«Че-че, че-че – грязь у Мишки на плече.
Чу-чу, чу-чу – искупать его хочу.
Чи-чи, чи-чи – тише, Мишка, не ворчи.
Ча-ча, ча-ча – ведь вода не горяча».

В попевке про «Лису» закрепляется произношение и артикуляция звуков «С» и «Сь»:

«Су-су, су-су – не пускают в дом лису.
Са-са, Са-са – ждет за дверью два часа.
Сы-сы, сы-сы – она хочет колбасы.
Си-си, си-си – ей кусочек отнеси».

При помощи подвижной игры закрепляются  навыки, полученные на музыкальных и физкультурных занятиях.

 

Игра «Звезды»

«В темной-претемной морской глубине
Звезды морские живут в тишине.
Думает каждая, лежа на дне,
Вот бы и мне засиять в тишине».

В этой игре дети делятся на две команды: морские звезды и небесные. 1-я часть. Морские звезды сидят на ковре по-турецки и поют песню, а небесные звезды бегают вокруг них на носочках с колокольчиком в руке.
2-я часть. На повторение музыки все звезды встают в «звездочку» и кружатся. Затем звезды меняются ролями. Игра повторяется.

 

Игра «Ежик и мыши»

Все дети становятся в круг. Ежик в центре круга, мыши – за кругом. Все идут вправо, произнося текст, а ежик имитирует движения, о которых поется:

  1. Бежит ежик – тупу, туп,
    Весь колючий, остер зуб!
    Ежик, ежик, ты куда?
    Что с тобою за беда?
  2. Ежик ножками туп-туп!
    Ежик глазками луп-луп!
    Слышит ежик – всюду тишь.
    Чу!..Скребется в листьях мышь!
  3. Беги, беги, ежик,
    Не жалей ты ножек,
    Ты лови себе мышей,
    Не лови наших детей!

Еж ловит мышей. Мыши могут бегать только за кругом, а еж может пробегать и через круг.

Пойманные мышки садятся в середину круга.

 Проводятся упражнения на мышечное расслабление, упражнения для развития дыхания.

 

 

Упражнения для развития основных сторон внимания.

«Жуки и шмели»

Дети делятся на две подгруппы. Одна из них – жуки, другая – шмели. По команде "Жуки летают, шмели гудят" – первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук "Ш". По команде "Шмели летают, жуки жужжат" – первая подгруппа произносит звук "Ж", вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

 

Игра «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу по кругу и хлопают сначала себе в ладоши, затем своей паре, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…»
Играющие говорят «дзинь, дзинь» пока не услышат сигнал воспитателя «ветер». Льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Упражнение 1. В положении стоя дети выполняю легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4).

Упражнение 2.Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую – идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

 

«Веселые ноты»

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.              (Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх)
Ты у музыки спроси:                       (Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз)
– Почему всего семь нот, 
Вальс звучит или фокстрот?
До-до-до – звучит так низко.          (Ритмично потопывают ногами)
Си-си-си – пищит, как мышка.   (Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук)
Ля-ля-ля – как колокольчик.          (Ритмично покачивают головой) 
Ми – на «мы» похожа очень.         (Ритмично постукивают ладонью по груди)
Соль – соленая на вкус.     (Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук)
Ре-ре-ре – как длинный ус.              (Обеими руками показывают усы)
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа                   (Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя)
Мягко стелет, как софа.

Упражнения для развития координации движений и речи.

 

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки (Наклоны головой вправо и влево)
Покружиться мы не прочь.                  (Поворот на 360 градусов)
Мы снежинки –балеринки(Наклоны туловища вправо и влево)
Мы танцуем день и ночь.(Приставной шаг вправо и влево)
Мы деревья побелили.    (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли.                (Приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли.(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)

 

Игра «Бабушка Маланья»

Дети встают в круг, взявшись за руки.  Бабушка Маланья – в середине. Дети начинают двигаться по кругу, напевая песню, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова                                             Движения

У Маланьи, у старушки                (Дети движутся по кругу в одну сторону,
Жили в маленькой избушке       держась за руки. Останавливаются и с
Семь дочерей, семь сыновей,        помощью жестов и мимики изображают то,
Все без бровей!                           о чем говорится в тексте:
С такими глазами,                      закрывают руками брови,
С такими ушами,                        делают «круглые глаза» и «большой нос»…)
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! 

После этих слов дети повторяют за бабушкой /ведущим/ любое смешное движение. Бабушка Маланья выбирает лучшую фигуру. Тот ребенок, чью фигуру выбрали, становится Бабушкой Маланьей, игра продолжается.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

 

«Скакалка»

Я скачу, я верчу новую скакалку.(Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения)
Захочу, научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук)
Вот так, вот так посреди дорожки.      (Хлопок – кулачки – 4 раза)
Раз вперед, раз назад и на правой ножке. (Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони)

 

«Зайчики и белочки»

Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза)
На полянке солнечной в салочки играть.(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)
Выходи скорей в кружок.(3 хлопка и кисти в форме шара)
Здравствуй, здравствуй мой дружок.(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).

 

Игра «Снеговик Егорка»

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».

Лихо сдвинув набекрень                       (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
У него пылает нос    (Ребята останавливаются и приставляют руки к носу, показывая
Весело и ярко.длинный нос. «Снеговик» выполняет движения вместе с детьми)
На дворе стоит мороз,         (Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко.                  (Вытягивают руки вперед)
Приглашает он ребят               (Манят руками)
Прокатиться с горки.             (Поднимают обе руки вверх и опускают вниз)
Глазки весело блестят,      (Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)
Радостно Егорке.
Раз-два! Раз-два-три!          (Хлопают в ладоши)
Нас, Егорка, догони!           (Хлопают ладошками по коленям)

Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.