Ритмическую разминку начинаем с вводной ходьбы с соблюдением четкости линии построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваем шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходим к легкому бегу, чередуем ходьбу и бег, выполняем прыжки и галоп; отрабатываем элементы физкультурных и танцевальных движений.
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Упражнениями ритмической разминки воспитываются координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; вырабатывается правильная осанка; формируются навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, выполняются задания на ориентировку в пространстве.
В упражнения для развития основных сторон внимания входят: упражнения на переключение внимания и объем внимания, развитие устойчивости и распределения внимания
Для развития переключения внимания используем смену движений, которые сопровождаются разными музыкальными отрывками. Например, предлагаем детям на торжественную музыку идти маршем, на веселую бежать. Или, если слышим звучание в низком регистре, то подражаем движениям «медведя»; на звуки среднего регистра изображаем ходьбу «цирковых лошадок»; а на высокие звуки прыгаем, как «зайчики».
Устойчивость внимания развиваем путем наблюдения детей за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении этих движений.
Игра «Тимербай»
5 детей у Тимербая
Дружно, весело играют (дети, держась за руки, идут по кругу)
В речке быстро искупались, (далее имитируют движения)
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали (взявшись за руки бегут по кругу на носочках)
В лес дремучий побежали,
Друг на друга посмотрели (поворачивают голову налево-направо)
Сделали вот так .( ребенок-ведущий показывает любое движение, дети повторяют, ведущий выбирает того, кто выполнил так же)
В упражнения на объем внимания включаем воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми.
При выполнении упражнений на распределение внимания дети выполняют сразу два или более действий, например: по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую – бубен. Или предлагается еще более сложное упражнение: под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги вперед и одновременно подбрасывает вверх мяч.
Для воспитания различных сторон внимания проводим игры: «Ищи», «Сделай наоборот», «Пройди путь также» и др.
Игра «Запрещенное движение»
Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает "запрещенное" движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.
Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»
Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу педагога начинают движение друг за другом, выполняя следующие команды:
- «Дерево» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
- «Куст» – приседают, пальцы рук касаются пола;
- «Ручей» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
- «Тропинка» – разбиваются на пары и берутся за руки (если игроку не хватило пары, он должен встать прямо, руки вперед).
Для регулирования мышечного тонуса предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц. Например, поочередно раскачиваются , потряхивают ноги и руки, вращают кистями, выполняют наклоны под музыку и имитационные движения: «Самолеты летят», «Стирка» и др. используем специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, которые состояли из серии последовательных действий. Например:
– руки в стороны, сжать в кулак, бросить;
– руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные).
Упражнение на расслабление.Звучит музыка «Разноцветные сны». Дети, лежа на спине, под тихую музыку выполняют поворот на правый бок, затем поворот на левый бок и поворот на спину.
Тому кто лег на правый бочок (вдох – выдох)
Может присниться белый бычок.
Тому кто лег на левый бочок.(вдох – выдох)
Может присниться черный бычок.
А тому, кто спит на спинке,
Красные яблоки снятся в корзинке.(вдох – выдох)
Упражнения для развития чувства темпа и ритма. На занятиях с детьми разучиваем разные движения и построения под музыку, выполняем упражнения с предметами, разучиваем этюды и пляски. Используем отхлопывание и отстукивание ритмов, пропеваем слова на заданный ритм. Например, игра «Эхо», музыкант поет, начиная с низкой позиции и заканчивая высокой, а дети эхом повторяют и прохлопывают ритм: «Миш-ка, ми-шень-ка, кук-ла, ку-кол-ка, мя-чик, бу-ра-ти-но, ка-ран-даш, чи-по-ли-но».
Затем пропевается то же самое в обратном порядке, начиная с высокой и заканчивая низкой позицией.
Передают мяч на каждую сильную долю такта под музыку Рахманинова С. «Итальянская полька».
Постоянно проводится работа над различением быстрого и медленного темпа, постепенного замедления и убыстрения, словами дети объясняли разные по темпу движения.
Упражнения для развития координаций движений дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Они проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сначала с детьми разучивается речевой текст, а затем движение. Это упражнения с предметами и без них, а также пляски и импровизации.
Например, упражнение «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения»:
Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.
Игра «Дрозд»
Дети стоят парами лицом друг к другу в произвольном порядке по залу. По сигналу воспитателя произносят слова с соответствующими движениями:
Я – дрозд.(показывают ладошкой каждый на себя)
И ты – дрозд.(показывают на своего партнера)
У меня нос.(на свой нос)
И у тебя нос.(на нос своего партнера)
У меня гладкие щеки.(ладошками гладят свои щеки)
И у тебя – гладкие щеки .(гладят щеки своего партнера)
У меня сладкие губы.(показывают на свои губы)
И у тебя сладкие губы.(показывают на губы партнера)
Мы любим друг друга.(обнимаются)
Затем дети меняются парами. Игра повторяется.
Для слушания музыки подбираются различные музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Например, детям дают прослушать два произведения «Баба Яга», одно было написано композитором Лядовым А.К. и исполнено музыкальным оркестром, другое – композитором Чайковским П.И. и исполнено на фортепьяно. Дети по характеру музыки определяют какое произведение звучит мягче, а какое – более грозное и почему. Дети представляют себе Бабу Ягу, словами описывают ее внешний вид, характер и чем она может заниматься.
Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи.
При помощи пения вырабатывали диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяла сделать его более выразительным, воспитывала основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывала профилактическое действие.
В процессе занятий применяются упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения проводились в виде игры и с проговариванием текста, игры в кукольный театр, игры на музыкальных инструментах. Например, игра «Паучок»:
«Паучок ходил по ветке, (правая рука вытянута вперед, пальцы левой руки
А за ним ходили детки. мелкими перебежками бегут от плеча правой руки к пальцам)
Дождик с неба вдруг полил, (стряхиваем пальчиками «воду»)
Паучков на землю смыл.(на слово «смыл» – хлопок ладошками по коленям)
Солнце стало пригревать.(поднимаем руки вверх, растопырив пальцы)
Паучок пошел опять.(левая рука вытянута вперед, движения как вначале)
А за ним бежали детки, (от плеча пальцы обеих рук мелкими пробежками
Чтобы погулять по ветке. двигаются по шее, далее по лицу и останавливаются на голове – засыпают)
Упражнения для развития речевых и мимических движений тесно связаны друг с другом. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек), на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они выполняются как под музыку, так и без нее, под счет.
Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эта работа ведется как на занятиях, в виде отдельных упражнений, так и во время музыкальной самодеятельности, во время разыгрывания различных сценок, во время сюжетных игр, при подражании какому-либо животному. Например, попевка про «Мишку» (закрепляется произношение и артикуляция звука «Ч»):
«Че-че, че-че – грязь у Мишки на плече.
Чу-чу, чу-чу – искупать его хочу.
Чи-чи, чи-чи – тише, Мишка, не ворчи.
Ча-ча, ча-ча – ведь вода не горяча».
В попевке про «Лису» закрепляется произношение и артикуляция звуков «С» и «Сь»:
«Су-су, су-су – не пускают в дом лису.
Са-са, Са-са – ждет за дверью два часа.
Сы-сы, сы-сы – она хочет колбасы.
Си-си, си-си – ей кусочек отнеси».
При помощи подвижной игры закрепляются навыки, полученные на музыкальных и физкультурных занятиях.
Игра «Звезды»
«В темной-претемной морской глубине
Звезды морские живут в тишине.
Думает каждая, лежа на дне,
Вот бы и мне засиять в тишине».
В этой игре дети делятся на две команды: морские звезды и небесные. 1-я часть. Морские звезды сидят на ковре по-турецки и поют песню, а небесные звезды бегают вокруг них на носочках с колокольчиком в руке.
2-я часть. На повторение музыки все звезды встают в «звездочку» и кружатся. Затем звезды меняются ролями. Игра повторяется.
Игра «Ежик и мыши»
Все дети становятся в круг. Ежик в центре круга, мыши – за кругом. Все идут вправо, произнося текст, а ежик имитирует движения, о которых поется:
- Бежит ежик – тупу, туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда? - Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь.
Чу!..Скребется в листьях мышь! - Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Еж ловит мышей. Мыши могут бегать только за кругом, а еж может пробегать и через круг.
Пойманные мышки садятся в середину круга.
Проводятся упражнения на мышечное расслабление, упражнения для развития дыхания.
Упражнения для развития основных сторон внимания.
«Жуки и шмели»
Дети делятся на две подгруппы. Одна из них – жуки, другая – шмели. По команде "Жуки летают, шмели гудят" – первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук "Ш". По команде "Шмели летают, жуки жужжат" – первая подгруппа произносит звук "Ж", вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.
Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу по кругу и хлопают сначала себе в ладоши, затем своей паре, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…»
Играющие говорят «дзинь, дзинь» пока не услышат сигнал воспитателя «ветер». Льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Упражнение 1. В положении стоя дети выполняю легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4).
Упражнение 2.Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую – идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
«Веселые ноты»
До-ре-ми-фа-соль-ля-си. (Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх)
Ты у музыки спроси: (Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз)
– Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот?
До-до-до – звучит так низко. (Ритмично потопывают ногами)
Си-си-си – пищит, как мышка. (Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук)
Ля-ля-ля – как колокольчик. (Ритмично покачивают головой)
Ми – на «мы» похожа очень. (Ритмично постукивают ладонью по груди)
Соль – соленая на вкус. (Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук)
Ре-ре-ре – как длинный ус. (Обеими руками показывают усы)
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа (Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя)
Мягко стелет, как софа.
Упражнения для развития координации движений и речи.
«Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки (Наклоны головой вправо и влево)
Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)
Мы снежинки –балеринки(Наклоны туловища вправо и влево)
Мы танцуем день и ночь.(Приставной шаг вправо и влево)
Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли.(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)
Игра «Бабушка Маланья»
Дети встают в круг, взявшись за руки. Бабушка Маланья – в середине. Дети начинают двигаться по кругу, напевая песню, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова Движения
У Маланьи, у старушки (Дети движутся по кругу в одну сторону,
Жили в маленькой избушке держась за руки. Останавливаются и с
Семь дочерей, семь сыновей, помощью жестов и мимики изображают то,
Все без бровей! о чем говорится в тексте:
С такими глазами, закрывают руками брови,
С такими ушами, делают «круглые глаза» и «большой нос»…)
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так!
После этих слов дети повторяют за бабушкой /ведущим/ любое смешное движение. Бабушка Маланья выбирает лучшую фигуру. Тот ребенок, чью фигуру выбрали, становится Бабушкой Маланьей, игра продолжается.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
«Скакалка»
Я скачу, я верчу новую скакалку.(Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения)
Захочу, научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук)
Вот так, вот так посреди дорожки. (Хлопок – кулачки – 4 раза)
Раз вперед, раз назад и на правой ножке. (Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони)
«Зайчики и белочки»
Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза)
На полянке солнечной в салочки играть.(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)
Выходи скорей в кружок.(3 хлопка и кисти в форме шара)
Здравствуй, здравствуй мой дружок.(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).
Игра «Снеговик Егорка»
Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».
Лихо сдвинув набекрень (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
У него пылает нос (Ребята останавливаются и приставляют руки к носу, показывая
Весело и ярко.длинный нос. «Снеговик» выполняет движения вместе с детьми)
На дворе стоит мороз, (Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко. (Вытягивают руки вперед)
Приглашает он ребят (Манят руками)
Прокатиться с горки. (Поднимают обе руки вверх и опускают вниз)
Глазки весело блестят, (Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)
Радостно Егорке.
Раз-два! Раз-два-три! (Хлопают в ладоши)
Нас, Егорка, догони! (Хлопают ладошками по коленям)
Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.